Митрополит ВАРФОЛОМЕЙ (Городцев) (1866-1956)
Varfolomey (Gorodcev) - a metropolitan
Митрополит ВАРФОЛОМЕЙ (Городцев)


       Исполнилось двадцать пять лет со дня кончины выдающегося иерарха Русской Православной Церкви Высокопреосвященного Варфоломея, митрополита Новосибирского и Барнаульского. Святые отцы учат, что истинным пастырем является только тот, кто неустанно печется о душах своих пасомых и все свои действия направляет к этой святой цели. Таким пастырем-душепопечителем был митрополит Варфоломей.
       Митрополит Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городцев) родился 5 (18) июля 1866 года в Рязанской губернии в семье священника. Благочестивые родители с детства воспитали в нем личным примером любовь к молитве и посту, к храму Божию и службам церковным. По словам самого архипастыря, мать его была большой подвижницей и постницей. Отец, священник Димитрий Городцев, основавший церковноприходскую школу, воспитал в сыне чувство глубокого благоговения к алтарю и священному служению (3, с. 68).
       После обучения в Семинарии Сергей Городцев поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1890 году. Его кандидатское сочинение «Отношение книги Притчей к книге Иова» было названо первым в списке лучших сочинений этого выпуска и удостоено награды (1, с. 331, 332). По отзыву рецензента, работа эта заслуживает «особенного одобрения Совета Академии» (2, с. 257).
       В Академии Сергей Городцев учился на одном курсе с иеромонахом Сергием (Страгородским, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Духовная дружба, зародившаяся между ними в годы учебы, не прекращалась до самой кончины Святейшего Патриарха Сергия (у 1944).
       Иеромонах Сергий (Страгородский) и Сергей Городцев были лучшими студентами своего курса.
       Владыка Варфоломей потом писал в своем дневнике: «Мы со Святейшим почти одногодки; вместе мы с ним поступали в Академию. Лично с ним я находился в близких, дружественных отношениях, особенно когда он на 4 курсе принял монашество» [17, л. 40 об.].
       Друзей объединяла общность духовных интересов: любовь к изучению Священного Писания и святоотеческой литературы, серьезная подготовка к предстоящему пастырскому служению. Иеромонах Сергий и своего друга призывал встать на путь монашеского делания. Об этом архимандрит Варфоломей напоминает Блаженнейшему Митрополиту Московскому Сергию в 1942 году в своей речи при наречении во епископа: «Первосвятитель Православной Российской Церкви! Ты еще с академической скамьи являл ко мае свое расположение, ты звал меня и тогда еще идти по избранной то бою дороге. Но по грехам моим Господь судил обо мне иначе, и служил я Господу в рядах мирских священников, доколе Господь различными испытаниями не привел меня, совершенно в настоящее время неожиданно, на путь к епископству» [17, л. 3—3 об.].
       По окончании Академии С. Д. Городцев стал помощником инспектора Могилевской Духовной Семинарии. В «Могилевских епархиальных ведомостях» были опубликованы первые его проповеди и статьи о пастырском служении (3, с. 71). В 1892 году он получил назначение в Тифлис (Тбилиси), где Экзархом Грузии Высокопреосвященным Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона, а через несколько дней — во пресвитера [17, л. 16— 16 об.].
       Отец Сергий Городцев назначается вторым священником в Александро-Невский храм Тифлиса. В начале 1893 года его определяют к тбилисской миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. «С невольным смущением молодой священник вступил в первый раз под сень дощатого бедного здания, но это здание было посвящено Имени Бога, во славу Божию; церковь была вверена усердному заступничеству Богоматери, — и первое смущение скоро сменилось пламенным желанием принести посильную помощь храму личными трудами» [2, с. 11].
       Казанская миссионерская церковь была устроена всего за несколько месяцев до рукоположения отца Сергия, и прихожан в ней было сравнительно немного. Молодой миссионер приложил все усилия, чтобы часть окрестных жителей, находившаяся под влиянием сектантов-молокан стала прихожанами православного храма. С первых дней служения отец Сергий начал проповедовать слово Божие за каждым богослужением, а в воскресные и праздничные дни проводить беседы.
       Вдохновенное слово пастыря привлекало в храм все больше и больше молящихся. Вскоре небольшая деревянная церковь уже не могла вмещать всех желающих услышать проповедника. Попечители храма по совету отца Сергия испросили у Экзарха Грузии благословение на постройку новой каменной церкви.
       13 июня 1893 года при большом стечении народа после совершения Божественной литургии состоялась торжественная закладка нового храма. Значительная часть пожертвований на строительство поступила от «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» (3, с. 72). К сентябрю 1894 года сооружение храма было закончено. Через три года священник Сергий Городцев с удовлетворением отмечал, что Казанская церковь по числу прихожан «может быть названа одной из первых церквей в Тифлисе» [2, с. 17].
      Любимым делом пастыря-проповедника было изъяснение Библии. По воскресным я праздничным дням за вечерними богослужениями он преподавал своей пастве назидания из Священного Писания. В одной из ранних своих книг священник Сергий Городцев писал: «Чем совершается спасение христиан? Порожденные «словом Истины» (Иак. 1, 18) христиане чрез слово Божие и исполнение заповедей слова Божия (Иак. 1, 21, 22) созидают свое спасение. Слово Божие дано всем; христианин при помощи благодати Божественной должен и может узнать (1 Ин. 2, 27) его требования. Но все ли узнают? Все ли знают такое благотворное действие слова Божия? Жизнь говорит противное. Пастырь Церкви по жизни своих пасомых видит, что они не знают слова Божия, не знают вечных его требований. Самая насущная нужда пасомых остается неудовлетворенною. И пастырь должен идти навстречу этой духовной нужде своих пасомых. Он своим словом Должен заменить и показать для них незнакомое им благотворное влияние знания слова Божия» [10, с. 2].
       За двадцать шесть лет служения в Тифлисе священник Сергий Городцев изъяснил своим прихожанам «всю Библию, за исключением книг пророков» (3, с. 73).
       Обучая своих пасомых следовать путями Промысла Божия, он любил приводить в пример подвиг ветхозаветного праведника Иова, «Жизнь праведного Иова, — говорил проповедник, — это воплощенная живая идея торжества страданий, жизненное доказательство славы чрез уничижение, вечной награды чрез временное посрамление. В жизни Иова всякий страдалец может почерпнуть для себя великую силу для должного перенесения испытаний» [12, с. 3].
       Современники с восторгом отзывались о проповедях священника тбилисской Казанской церкви. «Кто хочет убедиться в том, какая действительно имеется потребность в слушании живой проповеди, тому следует посетить эту церковь. И в обычные дни, и в праздники она полна, и слово отца Сергия Городцева, настоятеля храма, заслужило среди посетителей храма, по преимуществу простого люда из числа служащих на железной дороге, справедливую любовь и уважение» [8, с. 8].
       С каждым годом все расширялся круг пастырской деятельности отца Сергия. Вскоре после рукоположения он был назначен постоянным наблюдателем городских школ Тифлиса, затем — председателем Совета миссионерского братства, председателем Епархиального грузинского училищного совета, благочинным русских храмов и законоучителем школы слепых (3, с. 72). Он сам постоянно собирал средства для школы слепых.
       Отец Сергий придавал огромное значение народному просвещению. Он положил немало трудов, чтобы при Второй миссионерской церкви была создана библиотека и выстроен братский зал для внебогослужебных бесед и духовных концертов. В библиотеке миссионерской церкви имелось более чем 5000 томов, и ее посещало много народа, особенно по воскресеньям (3, с. 73).
       Исполняя свои многообразные пастырские обязанности, отец Сергий не оставлял богословских трудов. К концу прошлого столетия раскрылся его талант церковного писателя. Сначала на страницах «Духовного вестника Грузинского Экзархата», затем отдельными изданиями появляются его сочинения: «Мысли пастыря о некоторых изречениях святого апостола Павла, относящихся к пастырскому служению», «Пастырь-проповедник по святому Иоанну Златоусту», «Как надо понимать возглас священника на утрени «Слава Тебе, показавшему нам свет!»» и другие.
       Особое место в духовном наследии митрополита Варфоломея занимает сочинение, посвященное учению о пастырстве святого апостола Павла. Эта книга содержит всесторонний и глубокий анализ требований, которые предъявляет к пастырскому служению апостол Павел.
       «Пастырское служение, — писал отец Сергий, — во всем своем необъятно широком смысле, во всей своей неизмеримо высокой задаче есть, по святоотеческому выражению, попечение о душах человеческих. Отсюда для пастыря Церкви, пекущегося о душах своих пасомых, со всею необходимостью становится ясным, во-первых, то, что для надлежащего выполнения высоких обязанностей пастырского служения надо знать в совершенстве все открытое и заповеданное людям устами Божиими и сделанное Богом для спасения человека, то есть знать слово Божие от его начала и до конца, а во-вторых, то, что сам пастырь является на земле исполнителем не простого человеческого служения, но Небесного, Ангельского. Первые мысли налагают на пастыря великую обязанность постоянного изучения слова Божия, обязанность, которая при всей своей трудности необходимо сопровождается для пастыря добрыми благодатными последствиями; а вторая мысль должна наполнять сердце пастыря трепетною радостью при представлении того, что ему, недостойному, дано Богом такое многоответственное служение, что Сам Бог через апостолов передал в его руки водительство людей к вечному спасению, что от него требуется под руководством слова Божия созидать в пасомых такое настроение, при котором они, совершенно предавая себя в волю Божию, поручили бы будущую судьбу свою Божественному милосердию, подаваемому только верным исполнителям заповедей Божиих» [4, 1898, № 16, с. 25, 26].
       Призывая пастырей к ревностному проповеданию Евангелия Христова, отец Сергий учил никогда не полагаться на свои силы и оценки: «Нам, пастырям, надо делать свое дело, невзирая на кажущуюся иногда безуспешность его, равно как не увлекаясь и кажущимися успехами проповеди, но в том и другом случае увеличивая ревность благовестил» [4, 1899, № И, с. 9].
       Во второй половине 1903 года или в начале 1904 отец Сергий Городцев был удостоен сана протоиерея.
       Живя в Тифлисе, отец Сергий не терял духовного общения со своим другом по Академии — архимандритом (а затем епископом) Сергием (Страгородским). В своих воспоминаниях о Святейшем Патриархе Сергии он писал: «По отъезде его в Японию мы сначала часто с ним переписывались, но потом обменивались письмами только изредка. Лично с ним я виделся за все время моей службы в Тифлисе дважды и на короткое время. Сравнительно часто виделся я и служил с ним на его подворье в 1917 году» [16, с. 209].
       Во время войны с Японией протоиерей Сергий Городцев помогал тем, кто заботился о раненых русских воинах и собирал одежду для отправки на фронт [11, с. 24].
       Участившиеся случаи самоубийства среди молодежи Тифлиса побудили доброго пастыря напечатать работу «Мысли о самоубийстве». «Человек не имеет права распоряжаться своей жизнью, так как жизнь не есть человеческое приобретение, но дар Божий, и, следовательно, прекратить жизнь может не кто иной, как Сам Жизнодавец Господь». Если же общество осуждает не противоестественный поступок лишившего себя жизни человека, а винит только внешние обстоятельства его жизни, то оно тем самым как бы оправдывает сам гибельный для души и тела поступок. А это, в свою очередь, невольно способствует умножению самоубийств [13, с. 5]. Сочинение заканчивается изложением библейского учения о греховности самоубийства и о том, как должен относиться христианин к страданиям и испытаниям житейским.
       Последние годы служения в Тифлисе протоиерей Сергий Городцев был настоятелем храма во имя святого благоверного князя Тверского Михаила. Как и Казанская церковь, где он прослужил более двадцати лет, этот храм также строился при его участии и попечении.
       Любовь к Грузии и к грузинскому народу Владыка Варфоломей хранил до конца своих дней. Впоследствии в письме Святейшему и Блаженнейшему Каллистрату, Католикосу-Патриарху всей Грузии (Владыка Варфоломей знал его еще священником), он писал: «Прослужив 26 лет в звании священника в Тифлисе, я духовно сроднился с грузинским искони православным народом, благоговею пред памятью святой девы, просветительницы Грузии, — равноапостольной Нины, глубоко чту святых сирийских отцов, давших церковный строй всей христианской Грузии. Часто вспоминаю церковных работников — моих сослуживцев» [17, л. 45 об.].
       После 1918 года отец Сергий из Грузии переселился в Азербайджан, затем — в Уфу. Служил он также в храмах Воронежской епархии, а в 1935 году получил приход в Клинском районе Московской области. К тому времени отец Сергий уже овдовел.
       Для дальнейшего периода жизни пастыря определяющее значение имела встреча с давним академическим другом — Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием. «Непосредственная связь моя с моим академическим товарищем возобновилась в 1935 году, когда, после разных перемен в моей жизни, я оказался приходским священником в Московской области. Он был Первоиерарх Русской Церкви (в звании Патриаршего Местоблюстителя), я — сельский священник. Но при свидании с ним не чувствовалась совершенно эта разница в нашем положении. Я у него находил по-прежнему самое искреннее радушие и полную готовность вести товарищеские беседы. Иногда мы засиживались за полночь, беседуя с ним и вспоминая нашу академическую жизнь, разные встречи, а попутно и богословствуя на разные темы» [16, с. 209, 210].
       Недолго, однако, служил отец Сергий в Клинском районе. Началась война, и храм его был разрушен фашистами. «Моя воловниковская церковь разбита и сгорела почти до основания. Немцы предварительно ее ограбили, а потом устроили в ней склад боевых припасов и около нее расстреливали пленных красноармейцев. Дом, в котором я жил, сгорел. Сгорели все мои книги, заметки и записки, мое маленькое имущество немцы украли», — писал он Патриаршему Местоблюстителю (3, с. 75; цитата по: «Правда о религии в России». М., изд. Московской Патриархии, 1942).
       В первую военную весну Господь призвал отца Сергия к служению в сане епископа. К тому времени отцу Сергию исполнилось 75 лет. 29 мая 1942 года в Казанском соборе в Ульяновске Блаженнейший Митрополит Сергий совершил пострижение протоиерея Сергия Городцева в монашество с именем в честь святого апостола Варфоломея. По пострижении Блаженнейший Сергий произнес поучение на слова Господа Иисуса Христа, сказанные апостолу Петру: «Аминь, аминь глаголю тебе, егда бе юн, поясашеся сам и хождаше, аможе хотяше: егда же состареешися и воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши» (Ин. 21, 18).
       На следующий день было совершено наречение иеромонаха Варфоломея во епископа Можайского. При наречении он произнес трогательную речь, в которой с глубоким смирением выразил свою покорность Промыслу Божию, призывающему его в столь преклонном возрасте к новому служению Церкви.
       31 мая, в Неделю Всех святых, была совершена хиротония архимандрита Варфоломея во епископа Можайского. Хиротонию совершали Блаженнейший Митрополит Сергий, архиепископ Горьковский Андрей (Комаров), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын) и архиепископ Ульяновский Иоанн (Соколов). В слове при вручении архиерейского жезла Митрополит Сергий сказал, что епископское служение призывает «не к кабинетной работе с книгами и выписками из книг, а к широкой всесторонней работе во спасение тех, среди коих Господь, судит работать» [17, л. 4]. В тот же день в награду за почти полувековую пастырскую деятельность епископ Варфоломей был возведен в сан архиепископа.
       Свое первое архиерейское служение архиепископ Варфоломей совершил в Казанском соборе в городе Ульяновске. За Божественной литургией он произнес слово в похвалу Митрополиту Алексию, святителю Московскому, и, начиная с этого дня, он, как и в бытность свою священником, не оставлял ни одного богослужения без слова поучения верующим.
       21 июня 1942 года, в годовщину начала войны, архиепископ Варфоломей служил в Казанском соборе в г. Ульяновске Божественную литургию, а после нее — молебен о даровании победы русскому народу и всем народам нашей страны.
       Вскоре Владыка Варфоломей выехал в Москву, где служил в различных храмах, неустанно» проповедовал слово Божие и призывал всех молиться о победе советских воинов над фашистами. Архиепископ Варфоломей совершал богослужения в Богоявленском соборе, что в Елохове, в храмах Иоанна Предтечи на Пресне, Преображенском, Илии Обыденного, Николо-Кузнецком, в с. Богородском и в Черкизове. Много раз он служил с митрополитом Крутицким Николаем. В августе 1942 года, несмотря на трудное военное время, он совершил поездку в свой кафедральный город Можайск.
       В ноябре 1942 года, по распоряжению Блаженнейшего Митрополита Сергия, архиепископ Варфоломей был переведен на Ульяновскую кафедру. Там постоянным местом его служения, стала кладбищенская церковь. Нередко он сослужил Блаженнейшему Митрополиту Сергию в Казанском соборе, а когда Митрополит был болен, то совершал богослужения в соборе по его благословению. В то многотрудное для Отечества время архиепископ Варфоломей являлся одним из самых ближайших помощников и сподвижников Главы Русской Православной Церкви.
       В своем храме в Ульяновске по воскресным и праздничным дням за вечерними богослужениями он проводил беседы «Об образовании внутреннего человека», подобно тому, как прежде в Москве, в Богоявленском соборе, он разъяснял молящимся заповеди Блаженств.
       Многолетнее пастырское служение в Грузии и личное знакомство с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви побудили Владыку Варфоломея в апреле 1943 года обратиться из Ульяновска к Католикосу-Патриарху Каллистрату с пасхальным поздравлением; в нем было выражено горячее стремление к восстановлению утраченного в 1917 году молитвенного общения между Русской и Грузинской Православными Церквами.
       26 июля 1943 года архиепископ Варфоломей был назначен на Новосибирскую кафедру с одновременным управлением Иркутской епархией. Столь неожиданное перемещение он принял как указание Божественного Промысла.
       Но прихожане кладбищенской церкви в Ульяновске уже так сроднились со своим архипастырем, что весть о его отъезде восприняли с горьким плачем.
       На пути из Ульяновска в Новосибирск архиепископ Варфоломей останавливался в городе Молотове (ныне Пермь), совершал там богослужения и освятил престол кладбищенского храма.
       В свой кафедральный город Новосибирск он прибыл 24 августа 1943 года. А через четыре дня, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в храме, посвященном Всечестному Ее Успению, Владыка Варфоломей совершил свое первое архиерейское служение в Сибири. На престольный праздник собралось великое множество молящихся. Об этой памятной для себя службе он писал: «Слава Господу! Чувства я пере жил такие, что мне захотелось и до самой смерти прожить в этом городе, где так трогательно встретили меня и так горячо со мною молились» [17, л. 29].
       Архиепископ Варфоломей постоянно призывал верующих к усердным молитвам о даровании победы советским воинам. После взятия советскими войсками Харькова Владыка отслужил благодарственный молебен. Молящихся при этом было так много, что «большая часть богомольцев стояла вне храма, у открытых окон и дверей» [17, л. 29 об.].
       За большую патриотическую деятельность архиепископ Варфоломей был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (4, с. 39).
       В сентябре 1943 года архиепископ Варфоломей принял участие в церковных торжествах по случаю избрания Блаженнейшего Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. День интронизации Святейшего Патриарха Сергия он назвал «особым праздником» — Патриархом стал его духовный друг.
       Вскоре между Русской и Грузинской Православными Церквами-Сестрами было восстановлено каноническое общение.
       31 октября 1943 года в Новосибирск из Тбилиси пришла радостная весть — телеграмма от Главы Грузинской Церкви: «Новосибирск, Гоголевская 126, архиепископу Варфоломею. Тбилиси, 31 октября, в древнем Сионском соборе, совершив богослужение и возобновив общение между Грузинской и Русской Церковию, шлет братский свой привет Католикос-Патриарх Каллистрат» (4, л. 46).
       Владыка Варфоломей послал ответную молнию: «Тбилиси, Сионский собор, Католикосу-Патриарху Каллистрату. Сердце радостно забилось от Вашего извещения. Слава Богу и Вашему Святейшеству. Имя Ваше да будет благословенно в сердцах грузинского и русского населения Закавказья. Вовеки да не прерывается взаимная молитва. Архиепископ Варфоломей» [17, л. 46—46 об.].
       В декабре 1943 года Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Грузии писал Владыке Варфоломею, что именно его пасхальное поздравление, посланное из Ульяновска, побудило его обратиться с поздравлением к новоизбранному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Сергию, и таким образом был сделан первый решительный шаг к восстановлению утраченного молитвенного общения между Грузинской и Русской Православными Церквами. «Значит в этом многознаменательном деле есть и Ваша не незначительная доля» [17, л. 47—47 об.].
       С самого начала своего служения на Новосибирской кафедре архиепископ Варфоломей стал заботиться о надлежащем устроении церковной жизни в Сибири. В последние годы войны и в первые трудные для страны послевоенные годы Владыка Варфоломей стал поистине духовным собирателем Сибири (в 1947 году ему было поручено временное управление сначала Владивостокской, а затем и Красноярской епархиями). Территория этих епархий простиралась «от Тюмени на западе до города Владивостока на востоке, от города Енисейска на севере до Тувинской Автономной области на юге» (8, с. 19). Архиепископ Варфоломей служил в храмах Иркутска, Омска, Тюмени, Ишима, Тобольска; много раз ездил в Барнаул, Красноярск, Бийск, освящал храмы, рукополагал священников, заботился о пожертвованиях для Советской Армии.
       15 мая 1944 года скоропостижно скончался Святейший Патриарх Сергий. Кончина Святейшего Патриарха глубокой скорбью поразила Владыку Варфоломея: «Духовная связь была сильная: почти 58 лет я духовно был связан с ним, и потому доселе печаль меня не оставляет. Царство ему Небесное!» [17, л. 40 об. — 41].
       В марте 1944 года, в Великую среду, архиепископ Варфоломей совершил малое освящение Вознесенской церкви в городе Новосибирске, которая стала впоследствии его кафедральным собором. 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно совершил освящение нового придела во имя преподобного Серафима Саровского (5, с. 54, 55).
       После Поместного Собора Русской Православной Церкви (31 января — 4 февраля 1945 года) и избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия архиепископ Варфоломей обратился с посланием к своей сибирской пастве: «Святейший Патриарх наш является первым молитвенником за всех нас в нашем Отечестве. Будем и мы, священники, усердными молитвенниками за свою паству и хранителями чистоты нравов среди своих пасомых, дабы идти нам по стопам нашего Святейшего Отца... Будем свое звание верующих оправдывать жизнью своей... Осуждать никого не будем. Заботясь о своем спасении, будем молиться о спасении всех людей». Это послание было напечатано в «Журнале Московской Патриархии» (1946, № 5).
       В июне 1947 года Владыка Варфоломей сoвершил поездку в город Тобольск для поклонения святым мощам великого сибирского святителя и чудотворца митрополита Тобольского Иоанна. Помолившись Богу и святителю Иоанну, он составил службу этому великому молитвеннику и покровителю Сибирской Церкви. Служба была одобрена Святейшим Патриархом Алексием: «Бог благословит править эту службу святителю Иоанну в церквах Сибирского края».
      Тогда же, в 1947 году, по ходатайству архиепископа Варфоломея, честные останки святителя Тобольского Иоанна были перенесены для всеобщего почитания в Покровский собор в городе Тобольске, где почивают и доныне. «Свято чтится память святителя Иоанна жителями Сибири и Урала и других северных русских областей, — писал Владыка Варфоломей в своем очерке «Сибирские святители» («ЖМП», 1948, №№ 2, 3). — Воля Божия, хотение Божие нашли в жизни святителя Иоанна великое осуществление. Поэтому образ святителя Иоанна, как великого постника и молитвенника, невольно влечет людей к подражанию. Народная тропа к его святым мощам никогда не зарастает» [19, с. 33].
      Владыка Варфоломей — ревностный почитатель памяти святых сибирских святителей Иннокентия и Софрония, епископов Иркутских, Иоанна, митрополита Тобольского, — и всех духовных чад своих учил молиться Небесным покровителям Сибирского края. Завершая очерк о сибирских святителях, Владыка писал: «Хвалится Сибирь, находясь под молитвенным покровом своих святителей. Общность трех сибирских святителей заключается в том, что, выросшие сами под покровом и благодатным воздействием основателей в России монашества — преподобных Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, они — наши сибирские святители — своею жизнью, своей проповедью слова Божия, своею благодатною кончиною, своими чудесами учат сибиряков хранить заветы основателей монашества в России, всецелую преданность воле Божией, любовь ко святому Евангелию, любовь к чистой христианской жизни, совершать непрестанный молитвенный подвиг. Святители сибирские — Иннокентий, Софроний и Иоанн являются нашими путеводными звездами, к Небу путь нам показующими» [19, с. 33].
       В конце 40-х и начале 50-х годов Владыка Варфоломей написал несколько статей для «Журнала Московской Патриархии»: «О пасты-реводительском характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского» (1949, № 1), «О пастырском служении по святому апостолу Павлу» (1950, №№ 1, 4, 5), «О пастырском благовествовании» (1950, №6) и другие.
       Владыка обладал несомненным поэтическим дарованием и любил составлять акафисты. В сибирских храмах и поныне читаются за богослужениями написанные им акафисты: Митрополиту Филиппу, святителю Московскому, святому апостолу Варфоломею и святому праведному Иову, ветхозаветному подвижнику веры и благочестия.
       Владыка Варфоломей никогда не оставался в стороне и от общественной жизни. В своих проповедях и посланиях он продолжал призывать свою паству к созидательному труду и усердным молитвам об укреплении мира на земле. В статье «Первый шаг к миру» («ЖМП», 1950, № 9) Владыка Варфоломей, одобряя участие верующих людей в поддержке Стокгольмского воззвания, писал, что христиане должны защищать дело международной дружбы, «которая, в конечном счете, составляет плод христианской любви... Когда в одном желании соединяются сотни миллионов людей, их воля может совершить чудо, и тогда запрет всегубительного атомного оружия станет первым шагом к достижению длительного мира».
       В 1949 году архиепископ Варфоломей был удостоен Святейшим Патриархом Алексием сана митрополита, а 22 декабря 1952 года, во внимание к 60-летнему ревностному пастырскому служению, награжден правом ношения двух панагий. Старец митрополит с истинно христианским смирением воспринимал эти награды и считал себя недостойным никаких наград и похвал. Отвечая на приветственные речи и поздравления, Владыка Варфоломей говорил: «Хорошо вы меня хвалили, а как там меня похвалят?» — и указывал перстом на небо.
       Несмотря на свой преклонный возраст (Владыке было уже более восьмидесяти лет), он почти ежегодно посещал Московскую Духовную Академию, участвовал в заседаниях Совета Академии и принимал экзамены у студентов Семинарии и Академии. 8 декабря 1949 года Совет Московской Духовной Академии избрал Владыку Варфоломея своим почетным членом (6, с. 29).
       9 мая 1951 года на экзаменах воспитанников Московских Духовных Семинарии и Академии присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, а Владыка Варфоломей сопровождал Святейшего. Последующие экзамены проходили под председательством митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. По окончании экзаменационной сессии Владыка Варфоломей принял участие в заседании Совета Академии, на котором обсуждались кандидатские работы студентов-выпускников.
       20 июня 1951 года состоялось вручение митрополиту Варфоломею диплома на звание почетного члена Московской Духовной Академии. «При поднесении диплома в присутствии всех членов Совета Академии и. о. ректора профессор В. С. Вертоградов произнес речь, в которой отметил крупные заслуги Его Высокопреосвященства перед русской православной богословской наукой, особенно в области пастырского богословия» (7, с. 52).
       24 июня 1951 года, в день памяти святого апостола Варфоломея, митрополиту Варфоломею Советом Московской Духовной Академии было присуждено ученое звание доктора богословия honoris causa за совокупность его научных трудов (7, с. 53).
       Будучи уже почти девяностолетним старцем, Владыка Варфоломей продолжал неустанно совершать богослужения в своем кафедральном соборе, предпринимал поездки по епархии и каждую службу назидал паству вдохновенными поучениями. Проповедовал митрополит Варфоломей всегда с озаренным духовной радостью лицом и со слезами умиления. Каждое его слово было проникнуто кротостью и смирением и было доступно всякому слушателю. Множество людей всегда свидетельствовали, что «говорил Владыка как раз о том, о чем болела душа». Живое благодатное слово святителя всегда доходило до сердец молящихся. В его проповедях часто слышались призывы любить храм Божий, хранить себя в чистоте, помнить о грядушем Суде Божием.
       Проникновенно совершал Владыка Варфоло. мей великопостные службы. Он прекрасно знал церковный Устав и любил строго уставное богослужение. Почти всегда по окончании богослужения он благословлял всех молящихся и в это время пел с народом псалмы и тропари сибирским святым. В полдень Владыка затворялся в своей келлии и целый час предавался молитве, духовно укрепляя себя в середине дневного поприща. До сих пор народная память хранит светлый облик старца митрополита, непрестанно молящегося за свою паству.
       Милосердие Владыки не знало границ. Он беспрестанно творил дела милосердия, всячески стараясь помочь каждому страждущему и нуждающемуся в помощи. Нередко к его помощи прибегали люди совсем далекие от церковной жизни, и они всегда находили у него слово утешения, назидания и помощь. Но когда архипастырь видел, что проступок одного соблазняет многих, или причиняет кому-либо явный вред, тогда он умел быть строгим и неумолимым.
       В феврале 1956 года Владыка Варфоломей совершил свою последнюю поездку в Троице-Сергиеву Лавру к Преподобному Сергию — своему Небесному покровителю от купели святого Крещения.
       «В марте 1956 года митрополит Варфоломей нашел в себе силы поехать в Алтайский край, чтобы совершить отпевание скончавшегося священника. А 13 апреля он упал и сломал себе правую ногу. Это обстоятельство повлекло за собой, несмотря на усилия врачей, расслабление деятельности сердца. Но свою болезнь митрополит Варфоломей переносил настолько мужественно, что находил в себе силы принимать посетителей и не переставал интересоваться епархиальными делами. Однако 28 мая Владыка впал в забытье. Молитва не сходила с его уст, и 1 июня, в пятницу вечером, он, по совершении над ним последования на исход души, тихо отдал свой дух Богу» (8, с. 21).
       Колокольный звон возвестил о кончине святителя, и уже через два-три часа трудно было подойти к архиерейскому дому. Пока гроб с телом почившего Владыки стоял в храме, верующие Новосибирска и приезжие из других городов нескончаемым потоком шли прощаться со своим любимым отцом и молитвенником. Отпевание почившего архипастыря, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, совершали архиепископ Иркутский Палладий и управлявший Омской епархией епископ Венедикт.
       Местом погребения митрополита Варфоломея стал устроенный им придел преподобного Серафима Саровского в Вознесенском кафедральном соборе в Новосибирске. У его гробницы каждую пятницу, после вечернего богослужения, совершается заупокойная лития. Многие верующие сибиряки приходят помолиться ко гробу Владыки Варфоломея, испрашивая его благословения на труды, прося молитвенной помощи.
      Прошла четверть века, как сомкнулись уста благодатного старца архипастыря, но память о праведнике (Пс. 111, 6) с течением времени не умаляется. Верующие сибиряки не только с благоговением возносят его имя в своих мо¬литвах, но и с любовью хранят его духовные советы и наставления.

      ТРУДЫ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО ВАРФОЛОМЕЯ, МИТРОПОЛИТА НОВОСИБИРСКОГО И БАРНАУЛЬСКОГО
      
       [1] Священник Сергий Городцев. Слово в день Усекновения главы святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прибавления к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» (далее — «ДВГЭ»), 1894, №18, с. 1—7.
       [2] Священник Сергий Городцев. Вторая миссионерская церковь в г. Тифлисе. — «ДВГЭ», 1897, №13, с. 9—18. Отдельно издано в Тифлисе, 1897.
       [3] Священник Сергий Городцев. Слово на 17 октября. — «ДВГЭ», 1897, №№21, 22, с. 1—5.
       [4] Священник Сергий Городцев. Мысли пастыря о некоторых изречениях святого апостола Павла, относящихся к пастырскому служению. — «ДВГЭ», 1898, № 16, 1899, № 11. Отдельно издано в Тифлисе, 1903.
       [5] Священник Сергий Городцев. О задачах христианских духовно-просветительных братств. Слово на 22 октября. — «ДВГЭ», 1898, №№ 22, 23, с. 1—6.
       [6] Священник Сергий Городцев. Слово в вечер Пасхи. — «ДВГЭ», 1899, №№ 7, 8, с. 1—4.
       [7] Священник Сергий Городцев. Слово на 22 октября. — «ДВГЭ», 1899, № 23, с. 5—9.
       [8] «Христианский союз» (статья за подписью «Братчик»). — «ДВГЭ», 1900, №2.
       [9] Священник Сергий Городцев. Как надо понимать возглас священника на утрени «Слава Тебе, показавшему нам свет». Тифлис, [1903].
       [10] Священник Сергий Городцев. Пастырь-проповедник по святому Иоанну Златоусту. Тифлис, 1903.
       [11] Протоиерей Сергий Городцев. В помощь больным и раненым воинам. — «ДВГЭ», 1904, № 15, с. 24, 25.
       [12] Протоиерей Сергий Городцев. Слово о праведном Иове. — «ДВГЭ», 1905, №№ 13, 14, с. 1—6.
       [13] Протоиерей Сергий Городцев. Мысли о самоубийстве. Тифлис, 1908.
       [14] Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей. Послание к пастве. — «ЖМП», 1946, №5, с. 56—61.
       [15] Архиепископ Варфоломей. Служба святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому. Новосибирск, 1947.
       [16] Архиепископ Варфоломей. Памяти Патриарха Сергия (из воспоминаний его ака¬демического товарища). — В сб: «Патриарх Сергий и его духовное наследство». Изд. Мос¬ковской Патриархии, 1947, с. 206—210.
       [17] «Для памяти». (Дневник митрополита Варфоломея за 1942—1947 годы.) Авторская рукопись.
       [18] Архиепископ Варфоломей. Новогоднее послание (1 января 1948 г.). — «ЖМП», 1948, №1, с. 70—72.
       [19] Архиепископ Варфоломей. Сибирские святители-чудотворцы. — «ЖМП», 1948, №2, с. 31—39; №3, с. 26—33.
       [20] Архиепископ Варфоломей. Профессор Г. П. Георгиевский (некролог). — «ЖМП», 1948, №4, с. 48—50.
       [21] Архиепископ Варфоломей. О пастыреводительном характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского. — «ЖМП», 1949, № 1, с. 54—58.
       [22] Митрополит Варфоломей. О пастырском служении по святому апостолу Павлу.—«ЖМП», 1950, № 1, с. 43—50; № 4, с. 54— 59; № 5, с. 54—60.
       [23] Митрополит Варфоломей. О пастырском благовествовании. — «ЖМП», 1950, № 6, с. 25—28.
       [24] Митрополит Варфоломей. Первый шаг к миру. — «ЖМП», 1950, № 9, с. 6, 7.
       [25] Митрополит Варфоломей. Воплощение Сына Божия в плане домостроительства нашего спасения. — «ЖМП», 1952, № 1, с. 51 — 53.
       [26] Митрополит Варфоломей. Подвиг земной жизни Спасителя. — «ЖМП», 1952, №2, с. 41—44.
       [27] Митрополит Варфоломей. Искупительное значение страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа. — «ЖМП», 1952, № 3, с. 51—61.
       [28] Митрополит Варфоломей. Воскресение и прославление Воплотившегося Слова. — «ЖМП», 1952, №4, с. 35—39.
      Настоящий список трудов Владыки Варфоломея не является полным. При составлении его не учтены первые публикации помощника инспектора Могилевской Духовной Семинарии Сергия Городцева в «Могилевских епархиальных ведомостях» (1890—1892 гг.); приводятся также далеко не все публикации священника Сергия Городцева в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» (Тифлис). Известно также, что в декабре 1941 года немцы сожгли его личную библиотеку, где находились его рукописи и выписки из книг. Статьи за №№ 25—28 являются частью исследования «Воплотившееся Слово Отчее — Единый Воссоздатель падшего человеческого естества (Новый Адам)».
      Составление полной библиографии — дело будущих исследователей богословского наследия митрополита Варфоломея.

       ЛИТЕРАТУРА
      (1) Отчет о состоянии С.-Петербургской Духовной Академии за 1890 год. — «Христианское чтение», 1891, ч. 1.
      (2) Протоколы заседаний Совета С.-Петербургской Академии за 1889/90 год. — «Христианское чтение», 1895, ч. 1, особое приложение.
      (3) Шаповалова А. Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский. — «ЖМП», 1947, № 7.
      (4) «Из жизни Новосибирской епархии». — «ЖМП», 1947, № 8.
      (5) Архимандрит Никандр. Церковный праздник в Сибири. — «ЖМП», 1948, № 4.
      (6) Годичный акт в Московской Духовной Академии. — «ЖМП», 1950, № 1.
      (7) Профессор Н. Доктусов. В Московской Духовной Академии и Семинарии. — «ЖМП», 1951, № 8.
      (8) Священник В. Пашутов. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (некролог). —«ЖМП», 1956, № 7.

Священник Борис ПИВОВАРОВ .         

       Биография публикуется по:

  • Священник Борис Пивоваров. Пастырские труды Высокопреосвященного Варфоломея, митрополита Новосибирского и Барнаульского. Журнал Московской Патриархии, 1981 г., №12, стр. 16-23.
          (Иллюстрации, опубликованные в статье см. ниже на странице).


          Митрополит Варфоломей - жертва политических репрессий

           Митрополит Варфоломей
    был жертвой репрессий со стороны безбожной власти.
           Отрывок из «Православной энциклопедии»:
           В конце августа - начале сентября 1923 был арестован, по постановлению Бакинского ОГПУ выслан в Уфу на 5 лет. После пересмотра дела в Москве 5 октября 1924 отправлен в СЛОН на 2 года, овдовел, 7 октября 1926 выслан в Сибирь, в Остяцкий сельсовет (деревни Ургуль и Львовка), 1 января 1930 - в город Богучар Воронежской области, где находился до конца 1933, когда получил право на свободное проживание в СССР, в Богучаре служил в местной церкви. В начале февраля 1935 получил место священника в деревни Воловниково Клинского района Московской области. В декабре 1940 протоиерею Сергию был выдан паспорт, по которому ему запрещалось проживание в большинстве крупных городов СССР и в стокилометровых зонах вокруг них. В 1941 - апреле 1942 жил в деревне Рабочий Посёлок Завидовского района Калининской области.
          (Православная Энциклопедия. Том VI. Стр. 714 - полная версия статьи на сайте «Православная энциклопедия»).


          МОГИЛА:

          Митрополит Варфоломей (Городцев) скончался 1 июня 1956
    .
          Погребён в приделе святого Серафима Саровского в Вознесенском кафедральном соборе в городе Новосибирск.

  • Могила митрополита Варфоломея (Городцева), первоначальный вид надгробия; фото из архива Евгения Шабунина
    Могила митрополита Варфоломея (Городцева); фото Евгения Шабунина, прислано в 2009 году
    Погребение митрополита Варфоломея (Городцева); фото из архива Евгения Шабунина

  • Фотографии могилы, прижизненная фотография, фотография погребения присланы Евгением Шабуниным, референтом Издательского отдела Новосибирской епархии.


  • Иллюстрации к статье в ЖМП
    Митрополит Варфоломей
    Храм    во      имя      святого      благоверного. князя Тверского Михаила в г. Тбилиси
    Панихида по митрополите Варфоломее (Городцеве)  в  кафедральном    соборе  в  г.  Новосибирске


    Чтобы вернуться, закройте эту страницу

          Все права © Изяслав Тверецкий, 2010 год
          Фотографии могилы, погребения © Евгений Шабунин