Борис, епископ Рязанский и Касимовский. В миру
Борис Гавриилович Скворцов.
Родился 30 сентября 1895 в с. Стрешневе Данковского уезда Рязанской губернии в семье священника Гавриила Михайловича Скворцова.
Отец будущего архипастыря был тоже родом из духовного звания и
отличался усердными и ревностными трудами на ниве Христовой. По
окончании в 1885 Рязанской Духовной семинарии по второму
разряду Гавриил Михайлович был определен на штатную должность
псаломщика к Спасской церкви с. Хрущева Данковского уезда, а в 1887
архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) был
рукоположен на штатную должность священника к Казанской церкви с.
Стрешнева Данковского уезда. В 1896—1898 годах отец Гавриил был
депутатом Рязанского епархиального и Данковских уездных съездов
духовенства. Служил заведующим и законоучителем Стрешневской
церковно-приходской школы. В 1900 указом № 1999 он переведен на
штатную должность священника к Борисо-Глебской церкви г. Рязани.
Служил он в разное время законоучителем Полибинской и
Ново-Деревенской школ грамоты. Отец Гавриил был членом Ревизионной
комиссии по Рязанскому епархиальному свечному заводу. С 1910 —
членом Ревизионной комиссии по Рязанскому духовному училищу и
казначеем Рязанского комитета Православного миссионерского общества,
а также духовником 1-й, 2-й, 3-й и 4-й батарей 35-й Артиллерийской
бригады.
В 1914 по благословению епископа Рязанского и Зарайского
Димитрия (Сперовского) отец Гавриил был представителем от
духовенства в составе Рязанского городского попечительства по
призрению семейств лиц, мобилизованных на военную службу. Исполнял
обязанности законоучителя в 6-м городском приходском училище и в 7-м
городском приходском Романовском училище г. Рязани. С 1915 года отец
Гавриил был членом Строительного комитета при Рязанском епархиальном
женском училище.
За усердие по службе отец Гавриил имел награды: в 1895 году за полезную и примерную службу ему преподано
архиерейское одобрение; 7 ноября, 1895 году награжден набедренником; в 1896 году пожалован медалью в память царствования императора
Александра III; 24 августа 1897 года указом № 4337 за примерную службу награжден скуфьей; 6 мая 1907 года награжден камилавкой; 6 мая 1913 года награжден наперсным крестом; в память 300-летия царствования Дома Романовых Высочайше пожалован юбилейным крестом и медалью.
Семья отца Гавриила была многодетной: он имел семерых детей. К
несчастью, батюшка рано овдовел. Борис был третьим ребенком. Он
глубоко любил и уважал отца. Видя его самоотверженное служение
Церкви Христовой, решил и сам последовать по его стопам.
В 1911
Борис Скворцов поступил в Рязанскую духовную семинарию,
которую закончил в 1917-м. По окончании семинарии он был повенчан с
девицей
Юлией Клавдиевной Екатеринской. 19 сентября 1917 в
Рязанском Спасском монастыре, Преосвященный Павел (Вильковский),
епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии, рукоположил его во
диакона. 21 сентября, тем же Преосвященным Павлом,
диакон Борис в
Успенском кафедральном соборе был рукоположен во священника к
Борисо-Глебскому собору города Рязани. Семейная жизнь отца Бориса была
недолгой, так как
11 февраля 1921 года он овдовел — его супруга
матушка Юлия скончалась. Тяжело пережил молодой пастырь эту утрату.
Однако жизнь и служение Церкви Христовой продолжались и в 1923
отец Борис был назначен ключарем Борисо-Глебского собора.
Гонения, воздвигнутые на Православную Церковь в России в 20—30-е
годы ХХ века коснулись частично и отца Бориса. В октябре 1925 года в
Рязани было возбуждено уголовное дело о «контрреволюционной
деятельности Рязанской епархиальной канцелярии». Главными
обвиняемыми по этому делу были архиепископ Рязанский и Зарайский
Борис (Соколов), епископ Михайловский Глеб (Покровский), протоиереи
Евгений Климентовский, Сергий Соколов, Павел Добромыслов, Александр
Климентовский. Был обвинен и привлечен к уголовной ответственности и
ключарь Борисо-Глебского собора Рязани
священник Борис Гаврилович
Скворцов.
Дошедший до нас протокол допроса свидетельствует о том, что
отец
Борис вел себя стойко, никого не оговорил и никаких ложных показаний
не давал. По поводу журнала «Циркуляры», издававшегося под
руководством архиепископа Бориса он сказал так: «Отобранные у меня
при обыске „Циркуляры“ архиепископа Бориса, с одной стороны,
являются циркулярами или распоряжениями архиепископа, с другой
стороны, информируют в религиозно-нравственном отношении служителей
культа и членов приходских советов».
По Милости Божией,
отец Борис избежал незаконного осуждения и
заключения и продолжал свое пастырское служение. В 1930
священномучеником Иувеналием (Масловским), архиепископом Рязанским и
Шацким, он был назначен настоятелем Борисо-Глебского собора. В 1935 указом Управляющего Рязанской епархией
отец Борис был переведен
священником к Скорбященской церкви города Рязани, а в 1938
Блаженнейшим Сергием (Страгородским), митрополитом Московским и
Коломенским, Местоблюстителем Патриаршего престола,
протоиерей Борис
Скворцов был утвержден настоятелем этой же церкви и награжден
митрой. В 1942 Преосвященным Алексием (Сергеевым),
архиепископом Рязанским и Касимовским,
отец Борис был назначен
епархиальным благочинным, а в 1944 тем Преосвященным он был
переведен на должность священника к Никольской церкви города Касимова.
Преосвященным Димитрием (Градусовым) в том же году он был назначен
настоятелем той же церкви и благочинным Касимовского округа. В 1945
Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским),
протоирей Борис
Скворцов был награжден правом служения Божественной литургии с
открытыми Царскими вратами до Херувимской песни.
10 января 1946 указом архиепископа Димитрия (Градусова)
он был
вновь назначен священником к Скорбященской церкви города Рязани и
благочинным Рязанского округа. С 28 июня 1946
отец Борис
назначается настоятелем Рязанского Борисо-Глебского собора и
председателем Комитета по его восстановлению. В 1951
Преосвященным Николаем (Чуфаровским), епископом Рязанским и
Касимовским, протоиерей Борис был назначен благочинным Рязанского
округа и членом Епархиального Совета.
В том же году Святейший Патриарх Алексий I назначил протоиерея
Бориса Скворцова членом делегации Русской Православной Церкви на III
Всесоюзную конференцию сторонников мира, которая проходила в Москве.
В 1959 Святейшим Патриархом Алексием I он был награжден вторым
крестом с украшениями, а в 1964 многолетнее, самоотверженное
служение
протоиерея Бориса Церкви Христовой, Святейший Патриарх
отметил награждением его правом служения с открытыми Царскими
вратами до конца Божественной литургии.
В годы Великой Отечественной войны
протоиерей Борис Скворцов
проводил большую патриотическую работу. Он был награжден медалью «За
доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг».
За время настоятельства
отца Бориса в кафедральном Борисо-Глебском
соборе были сооружены три иконостаса, художниками Палеха написаны
новые иконы, расписаны стены и плафоны. Были вызолочены главы и
кресты собора.
Отец Борис к 1965 священствовал уже 48 лет. Из этого времени
только два года он провел на приходе в городе Касимове. Все остальные
годы он служил в Рязани. В страшные годы гонений и в военное время
отец Борис порой оставался единственным священником в городе,
который не только ежедневно совершал богослужения, но и никогда
никому не отказал в совершении каких-либо треб. Его жизнь в этот
период поистине можно назвать подвижнической.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
I и Священного Синода от 5 февраля 1965
протоиерею Борису
Скворцову по пострижении в монашество и возведение в сан
архимандрита определено быть епископом Рязанским и Касимовским.
16
февраля в Троице-Сергиевой Лавре состоялось пострижение протоиерея
Бориса Скворцова в монашество с оставлением прежнего имени.
20 февраля в Скорбященской церкви Рязани митрополит Ленинградский и
Ладожский Никодим (Ротов)
возвел иеромонаха Бориса в сан
архимандрита. Наречение
архимандрита Бориса во епископа Рязанского и
Касимовского состоялось вечером того же дня в рязанском кафедральном
Борисо-Глебском соборе. Чин наречения совершали митрополит
Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Таллинский и
Эстонский Алексий (Ридигер, впоследствии Святейший Патриарх Московский и
всея Руси), архиепископ Воронежский и Липецкий Палладий (Каминский)
и епископ Дмитровский Филарет (Денисенко).
При наречении во епископа
архимандрит Борис произнес речь, в
которой, в частности, сказал:
«И вот сегодня, видя чрез Ваше
святительское избрание чудесное уловление меня в столь высокое
апостольское служение, мне хотелось бы воскликнуть словами апостола:
оставьте меня, потому что я муж грешный и не подготовлен к сему
высокому сану и столь ответственному служению!
... Чувство страха и немощь души побуждают уклониться от этого, хотя
и высокого, служения, но Промысл Божий, призывающий к нему, говорит:
Иди! Жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37), и я, следуя
Божественному зову, боюсь, чтобы по неосторожности и неопытности не
оказаться мне постыдным делателем на ниве Христовой.
... Я чувствую и знаю, какое высокое и ответственное служение
возлагается на меня, слабого духовными силами, но имею веру, что
ныне чрез священное тайнодействие молитв и возложение ваших
святительских рук «Божественная благодать, немощная врачующая и
оскудевающая восполняющая», восполнит во мне все недостающее.
... Вот с этими мыслями дерзаю ответить: благодарю, приемлю и
ничесоже вопреки глаголю...»
В воскресенье,
21 февраля 1965 года, в рязанском кафедральном
Борисо-Глебском соборе за Божественной литургией
архимандрит Борис
был рукоположен во епископа Рязанского и Касимовского. Хиротонию
совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ
Таллинский и Эстонский Алексий и епископ Дмитровский Филарет.
После отпуста литургии митрополит Никодим при вручении
новопоставленному епископу архиерейского жезла обратился к нему с
такими словами:
«Преосвященный епископ Борис, возлюбленный о Господе
брат! Божественная благодать Святого Духа, Вседействующего и
Всеосвящающего Утешителя, через рукоположение и молитву преемников
святых апостолов поставила тебя ныне епископом богоспасаемых градов
Рязани и Касимова пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал
Своею Пречистою Кровию (Деян. 20, 28).
... Ты смущаешься предстоящим деланием, ты исповедал свой страх
перед высотой и ответственностью его, однако помни с глубокой верой,
что сила Божия в немощи человеческой совершается, а Господь,
возлагающий на твои рамена иго и бремя евангельское, даст тебе и
силы, и небесную помощь до конца дней быть в винограднике Его
делателей непостыдным.
... Все лета твоего священнического служения принадлежат Рязани и
краткое время — Касимову, где ты оставил о себе добрую память. Твое
служение как пастыря-пресвитера не было без скорбей и огорчений.
Рано потеряв семью, ты все силы своей души отдал Церкви и служению
ей. Этому усердию твоему все мы, рязанцы, свидетели верные. В моей
памяти сейчас оживают картины уже далекого прошлого, когда ты в
трудные минувшие военные годы утром и вечером, предстоя Престолу
Божию, совершал молитвы в Скорбященском храме Рязани, прося у
Господа благословения возлюбленному Отечеству, победы народу нашему
над врагом и мира миру.
... В те годы, будучи юным отроком, когда дух мой только начинал
утреневать ко храму святому, когда я впервые начинал сознательно
приходить в Церковь Божию, когда истинным утешением и радостию была
для меня возможность подать тебе кадило или получить от твоих рук
просфору, твое служение, твое совершение Божественных служб влекло
меня и пленяло и уловило в мрежу Христову, и ныне от православного
архиерея, предстоящего в этом священном соборе, совершающего твое
поставление во епископа прими благодарный поклон.
... Итак, облагодатствованный силой Свыше и укрепленный церковной
молитвой, прими теперь в руки твои этот жезл, взойди на кафедру
архипастырей Церкви Рязанской и благослови первым архиерейским
благословением твою паству, ныне усердно молившуюся об освящении
твоем и предстоящем для нее твоем служении. Аминь.»
Владыка Борис всегда оставался трудолюбивым, заботливым и
ревностным. Он был скромен в отношении с клиром и пасомыми, терпелив
и миролюбив. В таком же духе проходило его архипастырское служение
на Рязанской кафедре.
В течение последнего года перед кончиной
Владыка Борис часто болел.
За неделю до смерти он совершил в кафедральном Борисо-Глебском
соборе свою последнюю Божественную литургию, за которой рукоположил
диакона Николая Боброва во пресвитера.
Скончался Преосвященный Владыка Борис (Скворцов) 11 августа 1972, тихо сидя в кресле в саду Епархиального управления.
Отпевание почившего архипастыря и временное управление Рязанской
епархией Святейший Патриарх Пимен поручил епископу Владимирскому и
Суздальскому Николаю. Накануне погребения, 13 августа, гроб с телом
почившего иерарха был установлен в кафедральном Борисо-Глебском
соборе. Епископ Николай совершил здесь парастас, затем всенощное
бдение с выносом Креста по случаю праздника Происхождения древ
Честного и Животворящего Креста Господня и панихиду по усопшему
Владыке.
С вечера и до утра следующего дня рязанское духовенство непрестанно
читало Евангелие над своим архипастырем, призванным Господом в путь
всея земли. 14 августа Преосвященный Николай в сослужении многих
клириков из Рязани и других городов и сел Рязанской епархии совершил
Божественную литургию и отпевание почившего иерарха. Перед
отпеванием Владыка Николай зачитал телеграмму Святейшего Патриарха
Пимена, в которой Его Святейшество выразил соболезнование клиру и
пастве Рязанской епархии. Надгробное слово сказал настоятель
Борисо-Глебского собора протоиерей Виктор Шиповальников. Собор до
предела был заполнен молящимися. Пели два хора и духовенство. После
обнесения вокруг собора гроб с телом
епископа Бориса был перевезен
на Скорбященское кладбище. Здесь он был погребен.
Погребён у алтарной стены придела во имя Онуфрия Великого, Скорбященской церкви на Скорбященском кладбище в городе
Рязань.
Преосвященный
епископ Борис оставил о себе добрую память в сердцах
своих верующих земляков.
Статья «Жизнеописание епископа Рязанского и Касимовского Бориса (Скворцова). К 40-летию архиерейской хиротонии епископа Рязанского и Касимовского Бориса (Скворцова)»; автор - протоиерей Сергий Трубин; опубликована на сайте Рязанской епархии. Приводится с незначительными изменениями.