Митрополит АНТОНИЙ (Вадковский) (1846-1912)
Митрополит Антоний (Вадковский)


       Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В миру Александр Васильевич Вадковский.
       Родился 3 августа 1846
в селе Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 году - Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря.
       В 1871 году получил степень магистра богословия.
       В 1874 году - редактор академического журнала «Православный Собеседник».
       В 1879 году овдовел, а в 1882 году потерял двоих детей.
       4 марта 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием - впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
       6 марта - рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем.
       С 8 ноября 1884 - инспектор Казанской Духовной Академии.
       В 1885 году перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
       С 15 апреля 1887 - ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии.
       3 мая 1887 хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.
       24 октября 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским.
       В 1895 году удостоен научной степени доктора Церковной Истории.
       В 1892 году избран почетным членом Казанской, Московской и Санкт-Петербургской Академий.
       14 мая 1896 награжден панагией, украшенной драгоценными камнями.
       25 декабря 1898 возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
       25 декабря 1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней.
       С 1898 года - постоянный член Святейшего Синода.
       6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
       9 июня 1900 назначен первенствующим членом Святяйшего Синода.
       22 апреля 1906 избран членом Государственного Совета.
       Скончался 2 ноября 1912.
       Погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.
       Архипастырь кроткий, терпеливый и непамятозлобивый. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души. В личной жизни был очень скромен и прост во всем. В праздники посещал тюрьмы. Духовный писатель. Ученый иерарх.
       Здесь мы считаем нужным поместить полностью характеристику митрополита Антония (Вадковского) Санкт-Петербургского и Ладожского, данную обновленческим митрополитом Вениамином (Муратовским), председателем Св. Синода и православных церквей в СССР, на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 г. в докладе «как и почему я сделался обновленцем», отпечатанного в «Вестнике Св. Синода Православной Русской Церкви» за 1927 г., № 5-6, стр. 15:
       «Перехожу к моему архиерейству. Я имел великое счастье быть викарием у светлой и блаженной памяти почившего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония Вадковского. Да упокоит Господь его чистую душу! О нем я не будут распространяться: большинство присутствующих знают, что это был за архипастырь, христианин, человек! О нем имеется особая книжка, которую, вероятно, многие из вас читали. Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, - особенно - к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным. Близкие к нему лица подметили, что если он чем-либо был взволнован, имел привычку крутить правый ус. Одевался он всегда в скромную, черного цвета, одежду, ездил в скромной карете, на колесах, окованных железом. Когда он вступил в управление епархией, то, по ознакомлению с последней, первым долгом почел он обойти все помещения Александро-Невской Лавры, начав с послушнических и кончая помещениями своих викариев. Заметив, что послушники живут скученно в неопрятных келиях, он распорядился последние расширить и отремонтировать заново. Весьма часто, в воскресные и праздничные дни, он имел обычай обедать со всеми монашествующими в братской трапезе. В великие праздники Святой Пасхи и Рождества Христова он имел благочестивый обычай посещать дома заключений, проводя в таковых по нескольку часов, обходя все помещения. Посетил он и, кажется, не однажды Шлиссельбургскую крепость. Из последней взял себе на поруки одного, кончившего курс в Духовной Академии, предоставив ему одну из своих комнат и полную свободу... Кроме того, он за неимением свободного времени, поручил посещать тюремные больницы одной своей попечительнице, имевшей возможность через эту близость облегчить участь заключенных. Сочувствуя обновленческому движению в Церкви, Владыка Антоний с симпатией относился ко всем своим подчиненным пастырям, тяготевшим к обновлению (32, свящ. Петров и др.). Он старался облегчить свободу учащейся молодежи, которая, за свое тяготение к либерализму, подвергалась репрессиям. Защитил бывшего ректора академии и студентов ее, отслуживших панихиду по Шмидте, вступив в пререкание со всесильным тогда Победоносцевым и членами Синода, относившимися враждебно к тогдашнему революционному движению. Долго он защищал и своего либерального викария, Преосвященного Антонина, подвергшись из-за него опале при дворе и потерпевши разные клеветы, исходившие тогда из пресловутого салона не менее пресловутой графини Игнатьевой, привлекшей в «союз» архиепископа Николая, архиепископа Антония Храповицкого, Серафима Чичагова, Гермогена и других. Последние однажды дошли даже до такой дерзости, что составили постановление о выдворении митрополита Антония из Синода, но присутствовавший на этом «совете нечестивых» архиепископ Алексий, бывший Экзарх Грузии, как ученик Владыки по Академии, предупредил его, и заговор не был приведен в исполнение. Потом выступил против него в печати с «открытым пасквильным» письмом пресловутый доктор Дубровин, - председатель «Союза русского народа». Чего только он в этом письме написал! Не подымается язык, повторить все клеветы. Весь клеветнический материал доставил Дубровину Антоний Храповицкий. В систему таковой привел протоиерей Восторгов, а подписался Дубровин.
       Антоний Храповицкий всецело был спасен от посылки в монастырь, после ревизии Московской духовной академии, произведенной Нечаевым, по желанию тогдашнего Московского митрополита Сергия, Владыкой Антонием, который убедил членов Синода и Победоносцева перевести его ректором Казанской духовной академии. Когда Владыку Антония убеждали выступить с протестом против Дубровина, он отказался и по-христиански простил его. Тогда воспользовались досужие барыни, начавшие глумиться над ним, понятно, заочно, что раз он не опроверг письмо, - значит он виноват во всем, что написано в этом письме. Дубровин настолько обнаглел, что чрез придворную камарилью принудил, так сказать, митрополита Антония отказаться от покровительства епископу Антонину и принять вместо него из Костромы викария Никандра, близкого почему-то этому доктору. Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил епископа Никандра. Последний, полюбив невинно оклеветанного архипастыря, сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки. Такого рода выступления против Владыки Антония, всегда сочувствовавшего обновленчеству и терпевшего за это большие неприятности, меня волновали до глубины души, и я всецело встал на его сторону, и, где можно, слабым своим голосом защищал его».
       В 1893 году митрополит Антоний возглавил комиссию по старокатолическому вопросу. Вопрос о соединении церквей, в частности о соединении со старокатоликами, был воспринят им с полным сочувствием, но при строгом соблюдении принципа: Православная Церковь, как единственная хранительница Вселенского Православия, не может делать никаких уступок, которые бы содержали отступление от Вселенского Православия.

       Биография публикуется по:

  • соответствующей странице сайта Фонда «Русское православие» (с незначительными изменениями).

           Могила:
           Митрополит Антоний (Вадковский) скончался 2 ноября 1912.
          Погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург. Могила на Братском участке.

           Можно также скачать видео к странице:

  • Видео братского участка Никольского кладбища Александро-Невской лавры (106 Мб) в формате .avi.
  • Видео братского участка Никольского кладбища Александро-Невской лавры (для мобильных устройств) (1,65 Мб) в формате mpeg4. Скачать видео можно через wap-браузер, набрав ссылку http://church.necropol.org/nikolskoe-bratskiy-z.mp4 .
  • Могила митрополита Антония (Вадковского); фото Изяслава Тверецкого, сентябрь 2009 г.
    Табличка на кресте на могиле митрополита Антония (Вадковского); фото Изяслава Тверецкого, сентябрь 2009 г.



    Чтобы вернуться, закройте эту страницу

          Все права © Изяслав Тверецкий, 2010 г.