Архимандрит ДАНИИЛ (Сарычев) (1912-2006)
Архимандрит Даниил (Сарычев)


       14 января 1912 года в деревне Зверево (Рязанская обл., Сторожиловский район) в крестьянской семье у Сергея Васильевича и Анны Валериановны Сарычевых родился сын. Младенца во святом Крещении нарекли Иваном, в честь святого Иоанна Предтечи.
       В семье Сарычевых было шестеро детей, двое умерли в детском возрасте. Супруги воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним, приучали к посту с самого раннего возраста, прививали им любовь к молитве и Священному Писанию.
       Архимандрит Даниил вспоминал, что не только их семья, все жители села были верующие, все строго соблюдали посты, посещали храм, старались жить по заповедям Божиим. Надолго в памяти подвижника сохранилось яркое детское впечатление о поздней Пасхе 1923 году, ему тогда так хотелось побывать на праздничной службе, весь день он помогал матери готовиться к празднику, перед сном обратился к ней со словами: «Мама, ты меня разбуди к светлой утрене». Мама обещающе кивнула, но разбудить сына так и не решилась.
       Из воспоминаний старца Даниила: «...Меня мама будит, говорит: «Вставай, разговляться». Я говорю: «Как разговляться, а в храм?» Я плакать. Она говорит: «Вставай скорее, посмотри, как солнце играет - не плачь». И когда я вышел на улицу, я увидел в наше окно, как раз был восход солнца, и я увидел громадный шар и солнце как бы купалось, и разными цветами отражение было на стене, на столах. А весь народ, разодетый в платьицах пасхальных, все стоят на меже, на возвышенности. Все смотрят, как солнце играет, и весь народ поет: «Христос воскресе из мертвых!» А дети уже катают яйца. То есть это непередаваемо! Святая Русь свободная!»
       Однажды Иван с товарищами отправился в лес собирать ягоды. Перед сбором ягод мальчики как обычно помолились, поклонились на все четыре стороны и разбрелись кто куда, когда набрали полные лукошки, встретились. Выходя из леса, благочестивые отроки удостоились чудесного видения. Из воспоминаний старца Даниила: «...В пятистах метрах от нас я и мои товарищи увидели двух иеромонахов в епитрахилях. На меже, в поле они совершали каждение. А храм наш недалеко был. И вот, я когда приехал в Москву, то и увидел над вратами изображение вот этих двух иеромонахов: преподобных Симеона Столпника и Даниила Столпника. Это наяву я уже увидел в Даниловом монастыре, куда я вскоре уже был принят и был там до закрытия канонархом».
       Следует отметить, что в Москву будущий послушник Иван приехал в начале двадцатых годов вместе с мамой, сестрами и братом, они остановились у её родственников на Малой Тульской улице, близ Данилова монастыря. Из воспоминаний архимандрита Даниила: «...Первый мой визит был в Симонов монастырь. Там служил иеромонах Севастиан, одаренный даром духовного зрения, а после этого я пришел в Данилов монастырь...
       Ежедневно ходил я в монастырь к ранней обедне, во время которой пел архимандрит Григорий (Лебедев), позже ставший настоятелем Александро-Невской Лавры и позже архиереем. Я его очень полюбил, и он меня также. Вот он-то и обратил внимание на мой голос и отдал в обучение к игумену Алексию, бывшему в монастыре регентом. Науку отца Алексия, который учил меня гласам и славянскому языку, я освоил быстро... стоило мне один раз услышать песнопение, как я уже мог его спеть.
       Очень мне хотелось быть канонархом, и я часто молил об этом Господа. И вот когда мне было одиннадцать лет, моя мечта сбылась, и я стал канонархом Данилова монастыря... Бывало, под праздник у нас пели десять стихир; так я один канонаршил все десять — с правого на левый клирос ходил. Носил я подрясник и немного длинные волосы, так что был похож на девочку. Бывало, пока пройду по храму, мой карман в подряснике полон конфет и шоколада».
       По свидетельству современников у канонарха Ивана была уникальная память, абсолютный слух, он обладал сильным и красивым голосом (альт), знал наизусть многие мелодии религиозных песнопений. Многие верующие специально приходили в монастырь послушать юного канонарха. По свидетельству архимандрита Даниила в Даниловом монастыре в то время служба была уставная, многие насельники имели высшее духовное образование, песнопения были распева Оптиной Пустыни. Из воспоминаний старца Даниила: «Пение у нас в монастыре было прекрасное, молитвенное, торжественное. На правом клиросе хор был наёмным и состоял примерно из тридцати человек. Все голоса были отборные: храмы и монастыри закрывались, поэтому наплыв певцов был большой. Это потом уже начались притеснения, и стали бояться петь в церкви.
       На левом клиросе пели наши монастырские насельники, числом около двадцати, под управлением игумена Алексия — человека одаренного и необычайной доброты, обладавшего красивым, немного «в нос» тенором. Всего же у нас в монастыре было около сорока, монахов. Среди тех, что пели на клиросе, был архимандрит Симеон, у которого был прекрасный бас. Его трагедия заключалась в том, что у него была парализована нижняя часть тела, и его возили на коляске. Во время революции 1905 года он своим телом прикрыл от выстрела нашего настоятеля владыку Феодора, и пуля задела ему позвоночник. Он также был очень добрым человеком и подвижником веры. В таком болезненном состоянии его и арестовали, и на волю он больше не вернулся... (Архимандрит Симеон (в миру Михаил Холмогоров) в 1934 году был арестован и умер в тюрьме).
       На первом месте в нашем монастырском пении была церковность... Оно было одновременно и торжественным, и умягчало сердца молящихся. В пении должна быть внутренняя молитва, тогда оно будет духовным, и будет пробуждать к молитве. Службы у нас в монастыре были длинными, особенно под большие праздники: все кафизмы вычитывались, стихиры пелись полностью, служба длилась с полшестого и кончалась в половине одиннадцатого. Но мы не уставали, не хотелось уходить из храма.
       Надо сказать, что на празднование памяти благоверного князя Даниила Московского у нас в монастыре собиралось множество московского духовенства..., а в 24-м году приезжал к нам Святейший Патриарх Тихон …
       Времена, о которых я рассказываю, были очень тяжелыми. Гонения на церковь, притеснения духовенства и закрытие храмов начались сразу же после революции. Первыми в Москве пострадали кремлевские монастыри и церкви. Затем начали закрывать другие храмы и монастыри — Симонов, Алексеевский, Петровский, Донской, Страстной…
       Святейший патриарх Тихон с первого же дня притеснений встал на защиту церкви. Но ему очень вредили «обновленцы» во главе с Введенским. «Обновленцы» захватили храмы Христа Спасителя, Преподобного Пимена, Воскресения в Сокольниках и другие. Ушли они из церкви только после войны.
       Новшествами «обновленцев» было то, что они упразднили старославянский язык и стали служить на русском, то, что они престол вынесли из алтаря на середину храма... Службы «обновленческие» были более короткими, но народ не очень-то их жаловал, особенно женщины. Пение у «обновленцев» было таким, как и у нас. Но опять же, певцы шли к ним петь только ради денег — те, что нетверды были в вере.
       Многие архиереи и духовенство сперва перешли к «обновленцам», но потом все они каялась у Патриарха Тихона...
       Сам Святейший Патриарх Тихон умер в марте (25марта/7 апреля) 1925 года и отпевание его совершалось в Донском монастыре, где тело стояло четыре дня. Отпевание совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Петр в сослужении шестидесяти двух архиереев. Духовенства в соборе было так много, что народ не мог уже туда поместиться...
       Когда кончилась обедня, все архиереи вместе с митрополитом Петром... вышли на погребение. Прежде, чем начать погребение, митрополит Петр обратился к народу с краткой проповедью. Затем гроб с телом Святейшего обнесли вокруг стен монастыря, поднесли к келье, где жил Патриарх и принесли к старому собору. Здесь была отслужена краткая лития и Святейшего опустили в могилу. Миллионный народ запел «Вечную память».
       После смерти Патриарха Тихона Русской Церковью в течение восьми месяцев, вплоть до ареста, управлял митрополит Пётр..., который отстаивал все, что мог. Но постепенно духовенство высылали и церкви закрывали... Монахам особенно трудно было поступить на работу. Чаще всего их арестовывали и высылали. Это вначале была вольная высылка, а потом стали отправлять в концлагеря — на Колыму, в отдаленные места Сибири. Все наши монахи там и остались, а архиереев особенно много было на строительстве Беломоро-Балтийского канала.
       Я жил в монастыре в архиерейских покоях и был очевидцем такого положения: бывало, двенадцать часов ночи — пронзительный звонок. Все знают, что кого-то пришли забирать. Два часа с половиной, три делают обыск — все переворачивают. Потом смотрим, кого-нибудь одного берут. Прощаемся.
       Вокруг монастыря жило много архиереев. Их епархии закрывались, и они приезжали в Москву, где во времена НЭПа ещё можно было снять комнату... Кроме того, привлекало архиереев в монастырь и то, что наш настоятель, владыка Феодор, который прежде был ректором Московской духовной академии, намеревался возобновить её при нашем монастыре. Но постепенно и архиереев стали арестовывать и ссылать. Началось это примерно в 26-м, 27-м году. В эти же годы были закрыты Донской монастырь, в конце 28-го, 29-м — Новодевичий (его игуменья Вера тоже пострадала)».
       После разрушения основ Российского государства представители советской власти предприняли попытку уничтожения Русской Православной Церкви, чтобы разрушить ее церковно-канонический строй власти всячески стимулировали обновленческое движение. Чтобы нарушить духовную связь архипастырей с паствой, епархиальных архиереев лишали кафедр. Владыка Феодор занимал решительную позицию по отношению к обновленцам, эта позиция исключала диалог с обновленцами как с людьми, отпавшими от Церкви. В Даниловом монастыре нашли приют многие архиереи, лишенные кафедр за преданность делу Церкви, среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Серафим (Самойлович), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Пахомий (Кедров).
       Многие москвичи в эти годы находили в обители духовную поддержку и руководство у архимандрита Георгия (Лаврова (1862-1932 гг.), архимандрита Симеона (Холмогорова) (†1937) и архимандрита Поликарпа (Соловьева) (†1937). (В 1922 году был освобожден и принят «на поруки» архиепископом Феодором в Московский Данилов монастырь будущий преподобноисповедник Георгий (Лавров).)
       К 1930 году первая святая обитель Москвы, основанная более семи столетий назад святым благоверным князем Даниилом Московским - единственный в конце двадцатых годов действующий монастырь был закрыт. (В стенах монастыря разместили детский приемник-распределитель. Воссоздание монастыря началось лишь в 1983 году.)
       Более пятидесяти насельников монастыря, проходивших по «делу о даниловском братстве» вместе с владыкой Феодором приняли мученическую кончину. Владыка Феодор был расстрелян 23 октября 1937 года в Ивановской тюрьме. Незадолго до своей кончины он принял схиму с именем Даниил - в честь преподобного Даниила Московского.
       Всю свою долгую жизнь архимандрит Даниил (Сарычев) помнил сотни имён подвижников благочестия, он не уставал рассказывать о них, старался приблизить тот день, когда они будут прославлены.
       Из воспоминаний старца Даниила : «В 29-м году закрыли Троицкий собор нашего монастыря, в конце 30-го года и весь монастырь, который оставался последним действующим монастырем в Москве. Мощи благоверного князя Даниила Московского перенесли в находившийся за монастырской оградой, не принадлежащий к монастырю храм Воскресения Словущего. Туда же перешел из монастыря и любительский смешанный хор, регентом которого стал я. Прекрасные певцы там были, особенно женские голоса. Старался я сохранить в этом хоре традиции монастырского пения. Два года мы отмечали в храме Воскресения Словущего память преподобного Даниила, но потом закрыли и эту церковь... (Архимандрит Тихон (Баляев) был последним наместником монастыря.) И когда наш монастырь закрыли, мощи святого князя Даниила нам не сразу дали. И мы надежду потеряли, что нам отдадут мощи в храм Воскресения Словущего. И вот накануне памяти преподобного Сергия мы уже служили в этом приходе, монастырь был закрыт. Но мощи еще нам не отдали. И вот когда мы запели: «Ублажаем тя, преподобне отце наш Сергие», в это время открываются церковные двери и отец Тихон (Баляев) с некоторыми внесли мощи благоверного князя Даниила, где они находились примерно два года с небольшим. И тут же мы запели: «Величаем тя, святый благоверный и великий княже Данииле». Пели, плакали, радость такая была.
       В 30-е годы, когда начались концлагеря, настали страшные времена. Власти начали вырубать всё церковное под корень. Вот придёт молодой человек в храм, прочитает «Святый Боже…» — за ним уже идут по пятам. Потом его вызывают, или приезжают за ним: либо вышлют, либо такого страха нагонят, что человек боится в храм зайти. (В 37-м году в храме уже боялись, и служить, и читать, и Богу молиться.)
       В 32-м году дошла очередь и до меня: забрали меня в Бутырки (Бутырская тюрьма). Но тогда был ещё жив схимник Захарий, который сказал, что меня выпустят. И действительно, просидел я сорок дней, и меня выпустили. Пошел я сразу к отцу Захарии, поблагодарил его за святые молитвы и попросил благословения принять священнический сан. А это в те времена означало, что сразу после принятия сана пойдешь в лагерь. Батюшка меня на это не благословил, велел в церкви по-прежнему петь и читать. А моя родственница говорит: «Батюшка, да его снова возьмут». — «Никуда его не возьмут. Ходи в церковь, пой, читай, славь Бога». Этими его святыми молитвами я пошел в церковь святителя Николая на Новокузнецкой, где служил отец Александр Смирнов. И в течение девяти с половиной лет я там организовывал такое народное пение! А кругом аресты идут. Я же смело ходил, и никто меня не взял по милости Божией...»
       Схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры прозорливый старец Захария (Минаев,(1850 -1936)) последним покинувший Троице-Сергиеву Лавру после её закрытия, поселился в Москве у своей духовной дочери. Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом. Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей.
       Прозорливый старец Захарий, благословил послушника Ивана жениться. По промыслу Божиему ему суждено было принять постриг в монашество лишь через три десятилетия.
       Избранницей Ивана Сергеевича стала девица Клавдия Николаевна Кутомкина. В 1933 году молодые люди тайно обвенчались, их венчал отец Ефимий (Рыбчинcкий), духовное чадо старца Захария. (Сестра Клавдии Николаевны, Ольга Николаевна, 22 года ухаживала за духовником.) 18 мая 1934 года у Ивана Сергеевича и Клавдии Николаевны родилась дочь Ольга, а 14 февраля 1936 года сын Владимир.
       Духовным отцом Ивана Сергеевича был архимандрит Серафим (в миру Климков Григорий Юрьевич) (после принятия схимы - схиархимандрит Даниил).
       Старец Серафим (Климков, (1893- 1970)) имел дар любви и рассуждения, число его духовных чад быстро возрастало. В монастыре во время Великого поста ему приходилось исповедывать до трех часов ночи. Много пришлось претерпеть архимандриту Серафиму в годы безверия - его несколько раз арестовывали (в 1921г., 1927г., 1945г.) он провёл в общей сложности 15 лет в тюрьмах и лагерях. (Схиархимандрита Даниила похоронили на Котляковском кладбище.)
       Пройдёт несколько десятилетий и Иван Сергеевич станет достойным преемником своего духовного отца. В 40-60 годы, когда быть верующим было опасно для жизни, Иван Сергеевич не только посещал храмы, но организовывал церковные хоры и руководил ими.
       Духовником супруги Ивана Сергеевича, Клавдии Николаевны, был старец Данилова монастыря архимандрит Поликарп (Соловьёв).
       Архимандрит Поликарп (Соловьев, (1892-1937)) перешел в Данилов монастырь вслед за владыкой Феодором. Впоследствии он стал одним из замечательных духовников. Из воспоминаний архимандрита Даниила: «...Архимандрит Поликарп (Соловьев) - это величайший подвижник был. Он когда ходил по земле, то, как бы по воздуху ходил. Это был предпоследний наместник». (В 1937 году архимандрит Поликарп был арестован, его расстреляли 27 октября 1937 года в Ивановской тюрьме).
       В 50-60 годы Иван Сергеевич Сарычев руководил хором в храме Ризоположнения ( на Донской улице) и хором в Малом соборе Донского монастыря. (В то время Малый собор Донского монастыря был присоединён к храму Ризоположения и относился к Даниловскому монастырю. Позже по просьбе верующих он был возвращён Донскому монастырю.)
       Иван Сергеевич устроился работать стеклодувом в Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам (НИИУИФ), находящийся на Ленинском проспекте, недалеко от Донского монастыря, поэтому утром он успевал побывать в храме на службе, и в 9.30 уже был на рабочем месте, а после работы спешил в храм.
       27 апреля 1970 года в Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Наум (Байбородин), постриг Ивана Сергеевича в монашество с именем Даниил. Тайный постриг приняла и Клавдия Николаевна с именем Ольга. (8 сентября 1983 года отец Даниил овдовел - матушку Ольгу сбила машина. Отец Даниил тяжело переживал утрату, утешение находил в молитве и в духовном пении.)
       Из воспоминаний архимандрита Даниила: «Я пел в храме Ризоположения, а потом нам открыли старый Собор. И нам разрешили здесь совершать службы, при помощи покойного патриарха Пимена. Потом там были обретены мощи святителя Тихона...»
       В юности архимандриту Даниилу посчастливилось получить благословение Святейшего Патриарха Тихона, он удостоился проводить в последний путь Святителя Тихона, ему суждено было дожить и до прославления Святителя.
       По свидетельству очевидца тех событий Алексея Валерьевича Артемьева:
       « Все началось с трагического события. 18 ноября 1991 года по окончании вечерней службы в Малом храме Донского монастыря кто-то снаружи выбил окно в уже запертом храме и бросил туда пакет с зажигательной смесью. Храм мгновенно превратился в некую доменную печь. Пожар длился минут 15-20, но разрушительная сила огня была такова, что храм пришлось закрыть на длительный ремонт, а в нем находилась великая святыня Русской Православной Церкви - гробница Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, примыкавшая к южной стене храма. Надо сказать, что нижняя часть храма высотой метра полтора почти не пострадала от огня, так что мраморное надгробие над могилой святителя осталось неповрежденным...
       В том, что тогда, в 1925 году, захоронение было именно здесь, сомнений не было... Слава Богу, (был) жив всеми любимый архимандрит Даниил (Сарычев) ... еще мальчиком присутствовавший при погребении Патриарха... Отец Даниил не сомневался - она была здесь...»
       Насельники монастыря испросили благословения обследовать могилу святителя, и 15 февраля 1992 года, в праздник Сретения Господня, монахи, отслужив молебен перед надгробием, сняли его, начали копать, и обнаружили гроб.
       Это произошло 17 февраля 1992 года (Официальное обретение мощей - 19 февраля 1992 года)... А 22 февраля состоялся официальный церковный акт обретения мощей. Под темно-зеленой святительской мантией покоилось абсолютно не изменившее своей формы тело усопшего великого московского Святителя.
       Архимандрит Даниил глубоко почитал святого благоверного князя Даниила Московского Небесного покровителя Свято-Даниловой обители, скорого помощника верующих людей Москвы. В течение двух лет святые мощи находились в храме Ризоположения. В день памяти своего небесного покровителя отец Даниил славил святого князя, в храм приходило много верующих, все горячо молились. К митрополиту Макарию стали поступать жалобы на отца Даниила. (Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский, (1835-1926)). Однажды в тонком сне отец Даниил видел святого князя Даниила, который предупредил его о нависшей над ним угрозе. По молитвам святого беда миновала (Много лет спустя старец Даниил со слезами на глазах вспоминал, как святой князь Даниил предупредил его: «Нас с тобой хотят выгнать!». И посоветовал перед тем, как идти к митрополиту, помолиться и поставить свечу перед его иконой.)
       Старец Даниил часто советовал своим духовным чадам в затруднительном положении молиться святому князю Даниилу, молился и сам, просил за страждущих. Каждый раз, когда верующие рассказывали об улучшении своих жилищных условий по молитвам святого, архимандрит призывал скорее отслужить благодарственный молебен.
       Архимандрит Даниил говорил: «Велико молитвенное дерзновение святого князя Даниила пред Святой Троицей!»
       17 декабря 1978 года состоялась диаконская хиротония (рукополагал Ивана Сергеевича - Святейший Патриарх Пимен (Извеков)).
       В 1983 году Данилов монастырь был возвращен Православной церкви. Когда жизнь в монастыре начала налаживаться, отец Даниил передал в монастырь хранящиеся у него старинные фотографии и ноты. (2 августа 1988 года именно в Даниловом монастыре состоялась пресвитерская хиротония.)
       Позже старец Даниил вспоминал, как однажды услышал ночью голос, известивший его, что он скоро будет рукоположен в иеромонахи: «На тебя пришло указание, чтобы тебя посвятить в иеромонахи». Когда на следующее утро он пришёл в Данилов монастырь, то услышал от келейника епископа Тихона следующее: «На вас пришел указ от Патриарха Пимена, чтобы посвятить вас в иеромонахи, идите к наместнику». Из воспоминаний старца Даниила: «Когда я вошел к наместнику, владыке Тихону, он мне дает указ о посвящении меня в сан иеромонаха. А до этого был голос свыше: «О твоем посвящении ходатайствовало очень много духовенства». Вскоре после этого иеродиакон Даниил был посвящён в сан иеромонаха. (Через несколько лет уже в Донском монастыре иеромонах Даниил будет возведен в сан игумена.)
       В 1990 году Донской монастырь был передан Московской Патриархии, и началось возобновление монашеской жизни. Освящение большого Донского собора состоялось 18 августа 1991 года. (В этот год отмечалось 400-летие со дня основания Свято-Донского монастыря.)
       В 1991 году отец Даниил стал насельником Донского монастыря.
       По свидетельству бывшей солистки хора храма святителя Николая в Хамовниках, рабы Божией Антонины, отец Даниил очень любил людей: «От него как от Солнышка было светло и тепло». Раба Божия Антонина рассказала, что отец Даниил в начале 90-х годов трижды приглашал её солировать в хоре (в Донском монастыре) в престольный праздник Донской иконы Божией Матери. Однажды, вскоре после праздника, старец Даниил специально приехал в храм святителя Николая в Хамовниках, чтобы поблагодарить её за душевное пение и передать благословение (копию старинной гравюры монастыря) отца Евлогия (Смирнова) (ныне - Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия), которому очень понравилось, как она пела в Донском монастыре. Из воспоминаний р. Б. Антонины: «Такое внимание ко мне грешной – отец Даниил специально приехал для этого. Такое внимание и любовь у него была ко всем. Он был маленького роста, а столько вмещал силы и любви… Его очень любил Святейший Патриарх Пимен (Извеков). Патриарх благословил отца Даниила, чтобы он сослужил ему в любом храме, то есть ему не нужно было каждый раз брать на это благословение… По свидетельству р. Б. Антонины, её духовник, архимандрит Наум (Байбородин), насельник Троице-Сергиевой Лавры, очень почитал старца Даниила, часто благословлял её и других верующих обращаться к нему за молитвенной помощью.
       7 апреля 2000 года отец Даниил был возведен архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) в сан архимандрита.
       По рассказам современников архимандрит Даниил был старцем высокой духовной жизни и выдающимся регентом. Он говорил: «...В церковном пении всё от регента зависит. Регент должен быть глубоко верующим — петь и молиться душой. И вот этот его духовный инстинкт, он пронизывает и поющих с ним, и молящихся. Когда пение бывает молитвенное, церковное, когда хор поет «с душой», как раньше пели матушки-монахини в монастырях, то молящиеся стоят и чувствуют себя, как на небе. Есть пословица: «Каков поп, такой и приход». Так вот, какой регент — такой и хор»».
       Из воспоминаний насельников Донского монастыря: «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход».
       24 июля 2006 года девяносточетырехлетнего старца Даниила, ослабшего во время длительной, изнурительной болезни, доставили в пятую городскую больницу с диагнозом двухстороннее воспаление лёгких.
       Следует отметить, что накануне раба Божия Мария во сне увидела монахиню, которая уводила старца - «женщина в чёрном одеянии шла впереди, а архимандрит Даниил за ней»». (Господь призовёт к Себе архимандрита Даниила в день смерти матушки Ольги.)
       Старца увезли в больницу в день празднования Равноап. Ольги (Елены) (11/24 июля). По свидетельству келейницы, через неделю старец Даниил стал просить, чтобы его забрали из больницы, предсказал, что иначе могут «его больше не увидеть». Архимандрит Даниил перенёс инфаркт. Вскоре начался отек лёгкого. Старец непрестанно молился, его ежедневно причащали (приезжали насельники монастыря, духовный сын священник Димитрий Шпанько).
       8 сентября 2006 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, архимандрит Даниил последний раз удостоился принять Святые Дары. Состояние старца ухудшалось с каждой минутой, его духовный сын священник Димитрий начал читать отходную молитву. (Он успел трижды прочесть отходную).
       В 22 часа 45 минут 8 сентября 2006 года старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев) мирно отошел ко Господу.
       В воскресенье 10 сентября в Большом Донском соборе обители состоялось отпевание архимандрита Даниила. Отпевание возглавил епископ Красногорский Савва (Волков). Епископ Савва отметил, что душа человека, который сподобился причаститься в день смерти, проходит к престолу Господню, минуя мытарства. Такое случается с высокими подвижниками или с людьми с исключительно чистыми сердцем.
       Собор был переполнен верующими, духовные чада собрались в этот день проводить своего дорогого батюшку в последний путь. Архимандрита Даниила похоронили на кладбище Донского монастыря при большом стечении верующих и духовенства.

       Публикакуется по материалам статьи Светланы Девятовой «Архимандрит Даниил (Сарычев)».

       Могила:
       Архимандрит Даниил (Сарычев) скончался 8 сентября 2006
в Москве.
       Погребён в некрополе Донского монастыря в городе Москва.

Могила архимандрита Даниила (Сарычева); фото Изяслава Тверецкого, март 2010 г.
Могила архимандрита Даниила (Сарычева); фото Изяслава Тверецкого, март 2010 г.
Табличка и фотография на кресте на могиле архимандрита Даниила (Сарычева); фото Изяслава Тверецкого, март 2010 г.


Чтобы вернуться, закройте эту страницу

      Все права © Изяслав Тверецкий, 2011 год.